default-logo

Восхождение на Демавенд, Иран, май 2016

В четвёртый раз я побывал в Иране и третий раз на вершине Демавенда. Это было непростое восхождение — дул сильный ветер, на склоне был жесткий фирн, а погодное окно попало как раз на наш день восхождения (до и после восхождения — тучи, снег, ветра). Практически в полном составе (12 человек из 17) через пять с половиной часов мы были на вершине.
И небольшой отчет.

rsPUnN3vDcQ

Иран меняется. Меняется настолько быстро, что каждый год, приезжая в мае, я видел очередное изменение. В основном все изменения касаются, конечно, цен. Они, естественно, растут. Если в 2013 гостиница в Язде стоила 12$ за двухместный номер, то сейчас она стоит 50-55$. Цены на еду и переезды тоже возросли. Бесплатные достопримечательности стали платными. Иранцы уже потихоньку привыкают к иностранцам (в туристических городах), уже не так удивляются им (но все же продолжают хелёукать и просить сфотографироваться). Но несмотря на это, Иран в любом случае очень интересная страна для путешествия.

 

Предрассветный Язд, пятничная мечеть

lQi8SzZZxHI

 

Но вернемся к основной цели нашего путешествия — восхождение на Демавенд.
Группа у нас собралась большая (14 участников и 3 гида) и очень интересная. Кто-то был на Эвересте, кто-то судья по особо важным делам, кто-то управляет тремя бизнесами, а кто-то одиннадцатилетний скайраннер.
Прилетели мы все ночью первого мая, и спокойно получив визу едем в гостиницу. Досыпаем остатки ночи, и выходим в город. Тегеран бьет по мозгам своей суматохой, от которой очень быстро устаешь. Едем в супермаркет, покупаем еду и выезжаем на акклиматизационное восхождение на Точал.
Недопонимание с таксистом привело к тому, что изначально повез он нас не на Дарбанд (северный район Тегерана), откуда начинается восхождение на Точал, а к станции канатной дороги на Точал. Направив таксиста все же в нужное место, очень долго разговаривали с ним о том, что мы не будем доплачивать столько, сколько хотел он (еще одну стоимость проезда). Потратив на это минут 30, после долгих переговоров моего иранского друга с таксистом (о чем так долго можно разговаривать, я не понимаю), уходим, наконец, наверх, не заплатив сверху договоренного ничего.
На часах — 5 вечера. Поздновато. До приюта Шипала 3 часа ходу, успеваем дойти до темноты. Приют большой и пустой, заселяемся в одну из комнат (на 40 человек), ужинаем, играем в настольные игры и наблюдаем красивый вид на ночной Тегеран.
Вид на ночной Тегеран

1iLOpgG9Atc znNQtCcolFQ

 

Утром не спеша выходим на Точал. Удивлен количеству снега и воды — все реки полноводные, а на склонах лежит большое количество снега. Смотрим прогноз на Демавенд — ветер 100 км/ч, снег и тучи. Весело. Ну будем смотреть уже по месту, может что-то изменится. А пока мы поднимаемся на Точал. Тропа хорошая. За 4 часа (или около того) мы поднимаемся до вершины, на которой дует свежий ветер, лежит повсюду снег и стоит туман.

SBEO7qhGG68

 

На вершине хижина. Сидим в ней минут тридцать, перекусываем, акклиматизируемся и идем вниз. Местами даже можно приятно поглиссерять. Приходим в приют совсем рано, в обед, и чтобы не сидеть без дела, решаем прогуляться вверх по реке. Места живописные, много зелени и ручейков. Купаемся и возвращаемся в приют.

aTo1JWkMnG8

 

Утром выдвигаемся в Тегеран. Да, в горах все тихо и спокойно, но Тегеран снова норовит высосать всю твою энергию. Немного гуляем по городу, заходим в музей драгоценностей, а после идем за покупкой еды на гору. Недалеко от нашей гостиницы находим чудесный гипермаркет, в котором можно купить всю еду для восхождения. Ночуем, и следующим утром едем к горе. Наше восхождение начинается!
Лагерь 1, Гусфанд Сара, 3050м

HGNwhjmWcAc

 

3 часа дороги до Полура, час на получение пермита (все в Иране делается очень медленно) и мы выдвигаемся на древних внедорожниках в Гусфанд сару, первый лагерь, 3050м, где нас уже ждет погонщик мулов. Этот погонщик… нет, даже не так. Этот осляной олигарх, хоть и выглядит невзрачно, обладает неплохим бизнесом. Как выразился один из участников, ослы к концу сезона кэш поднять не могут. Ибо сей субъект достаточно хитер. Во-первый, он каждый год мне рассказывает, какая плохая наверх дорога, как тяжело осликам, какая плохая погода и требуя больше денег. Во-вторых, он требует денег не за аренду осла (обычно во всех других странах так и есть — осел несет 50-60 кг, и без разницы, сколько на нем будет рюкзаков), а за каждый рюкзак — и не важно, 20 ли килограмм он весит, или 5, будь добр — 20 баксов (мистер, дорога плохая!). В прошлом году он с меня даже за пустой рюкзак хотел денег взять, как за полный. Торговаться с ним бесполезно («немцы платят, итальянцы платят, вот и вы платите»), но  все же объединяем часть рюкзаков в один. Причитая о несчастной судьбе ослов и пересчитывая американских президентов, оставляем нашего бизнесмена наедине с рюкзаками и ослами, а сами выдвигаемся к приюту на 4200м.
Тропа в сторону приюта 4200

8hRyLiZbv-g

 

9yE_csBiNeY

 

Путь здесь тоже относительно простой — тропа и тропа, но т.к. в этом году много снега, попадаются много участков с размоченной грязью. За 4 часа доходим до приюта. На сегодня наша активная часть закончена. Едим, пьем чай, общаемся, играем в «Свинтуса», вместе с австрийцами поем песни. На удивление практически у всех свежая голова и отсутствуют признаки горняшки.
Следующий день — акклиматизация. Именно на сегодня прогноз показывал ветер 80-90 км/ч. Доходим до высоты 4650м, немного сидим в закрытом от сильного ветра месте и начинаем спускаться вниз, ибо с каждым метром вверх ветер начинает сдувать все сильнее. Оставшуюся часть дня проводим за едой, играми и разговорами. Ветер в приюте задувает во все щели, а выход в туалет напоминает выход в открытый космос.
Итак, день восхождения. Подъем в 4, выход в 5:15. Ветер немного утих, идти несложно. Сразу в приюте надеваем кошки, и выдвигаемся наверх.
Сразу уточню. На вершину есть два пути (они оба помечены на картах OSM и в Maps.me) — один по гребню, второй между гребнями по снежному склону. Первый путь обычно удобен в отсутствие снега. Однако при большом количестве снега, а также если это крепкий фирн, удобнее подниматься по кулуару (второй путь). Вторым же путем пользуются и скитурщики, которые прямо из приюта идут наверх на лыжах (непонятное мне развлечение, при чем более сложное, чем пешком), чтобы потом съехать с горы (это уже, конечно, интереснее). В наш день восхождения с нами поднималось человек 40 скитурщиков, в основном — немцы и австрийцы.

3qOZSofLXP8 j6skjGwd60Q

Уже подходя к 5 тысячам, ветер начинает все усиливаться, однако солнечная погода радует, и мы потихоньку продвигаемся вверх. Уже под самой вершиной ветер дует свои положенные 40-50 км/ч и продвигаться уже не так просто, однако вот мы уже на вершине. Фотографируемся, какое-то время стоим на вершине, и спускаемся вниз.
На склонах Демавенда, высота ~5000м

3zL7reHvMDE

 

Кратер на вершине Демавенда
FPyrG3p7uvg pIMNXSZjSqc
 
По поводу спуска хочу отметить следующее. Обманчиво пологий склон очень соблазняет многих сесть на жопу и поехать быстренько вниз. Но я крайне не рекомендую этого делать, т.к. уже как минимум два не очень приятных случая я наблюдал. Один из них был сейчас. Склон в это время дня — все еще жесткий фирн, и если на нем поехать вниз без ледоруба остановится будет очень тяжело, кроме того, если налететь на камни — пиши «пропало», можно и «убраться» так, хоть гора и безопасная. Вот и в этот раз — 300-400 метров склона были протесаны одним участником — беспорядочное скольжение на высокой скорости с потерей очков, телефонов, палок и пошкрябанным об снег лицом. Спасло от кувырков отсутствие кошек с передними зубьями (на ногах были иранские мини-кошки, надевающиеся на середину ботинка — хорошие, кстати, кошки — дешевые, качественные и легкие — всего 500г пара), а от травм — выполаживающийся склон и отсутствие камней. Так что не пополняйте список убравшихся на Демавенде, ходите безопасно.
Обычно ночь после восхождения мы проводили в приюте, но все участники выразили единодушную мысль спускаться вниз, что мы и сделали. Уехать в Тегеран у нас не получилось из-за нескольких наложившихся факторов, поэтому ночуем в приюте Федерации альпинизма, а часть народа едет в близлежащий городок в гостиницу с горячими источниками.
Уже следующим вечером на поезде мы выезжаем в Язд, где проводим два дня. Потом был Исфахан, Тегеран и самолет домой.
Закат в Язде

Vh7UOUZsr9Y

 

Башни ветра, бадгиры. Древний кондиционер

TFQR_fU7REY

 

Заброшенный город-крепость Харанак

eybRlpUFuIc

 

Исфаханский мост

Av6v8UDWN_A

 

Мечеть Имама, Исфахан

TSe4676p24g
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Сергей Брошеван

Взойти на Демавенд!

Автор

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

500
wpDiscuz

Заполните форму ниже, чтоб получить скидку!

Ваше имя (обязательно)
Ваш телефон (обязательно)
Ваш e-mail (обязательно)

* Мы не передаем Вашу персональную информацию третьим лицам** Я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь c политикой конфиденциальности

Задайте нам вопрос, заполнив поля ниже

Ваше имя (обязательно)
Ваш e-mail (обязательно)
Ваш вопрос (обязательно)

* Мы не передаем Вашу персональную информацию третьим лицам** Я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь c политикой конфиденциальности