default-logo

Большое путешествие по Марокко на Новый Год

IMG_5772На стыке 2014-2015 открыл для себя новую страну — Марокко. В связи с чем, решил написать краткий отчёт. Возможно, кому-то будет полезен. Поездка состоялась в период с 29 декабря 2014 года по 12 января 2015 года.

Подробная программа поездки
Марокко страна на северо-западе Африки. Ее смело можно назвать страной контрастов: омывается Средиземным морем, а с запада Атлантическим океаном, который очень сильно определяет климат прибрежной территории; территория страны на 1/3 горы на 1/3 ( со снегами) пустыня Сахара и на 1/3 равнина и холмы, растительность меняется также резко: Аргановые леса и плантации маслин — на севере, заросли кактусов и верблюжьи колючки — на юге. Поэтому перемещаясь по стране с севера на юг каждые 500 километров климатические зоны и ландшафты резко изменяются, как в прочем, если пересекать страну с востока на запад через Сахару. Коренное население Марокко — берберы и арабы (которые пришли в страну гораздо позже). Горные берберские селения – касабы, смотрятся очень колоритно и монументально.
Мы проехали по стране более 2000 километров от Атласа до Атлантического побережья и до Сахары. Была задумка пересечь Сахару с запада на восток, но уже в следующий раз.
В этот раз, мы взошли на высшую точку Атласких гор — Тубкаль, проехали на джипе через Малую Сахару и вдоль океана, короткий треккинг в уникальной «Райской долине», посетили средневековые города Ей-сувейра и Маракеш.
Наша группа, как всегда, «сборная солянка» (Одесса, Нижний Новногород, Москва) собиралась в Марракеше. Я с Алёной летел из Киева 29.12. (О  вариантах перелетов смотрите ниже).

 

Первое знакомство с колоритом Марокко у нас произошло уже вечером на площади Джамель -Фна. Марракеш — поразительный контраст по сравнению с цивилизованной Европой: попрошайки, вечерний концерт  берберов на площади, громадный фастфуд марокканской кухни и громкие зазывалы, дурные запахи подворотен, продавцы гашиша и кареты с лошадьми… У Алёны был культурный шок и в тоже время интерес.

IMG_20141229_195751

Второй день в Маракеше посвятили встрече остальных участников группы: Ваня, Андрей, Олег и изучению старого города — Медины, национальной кухне.

IMG_5021

 

IMG_4999

IMG_4884

 

 

IMG_5011

Две ночи прожили в колоритной риаде (марокканские жилые сооружения).
В отелях в это время достаточно прохладно, так как зима в Марокко короткая, отопление не предусмотрено.

IMG_4812
31 декабря загружаем снаряжение в бус и едем в Имлиль. Праздновать Новый год будем в приюте на высоте 3200 м. Ехать из Маракеша в Имлиль 1,5 часа (70 км)
В этом году в Марокко были сильные дожди, а в горах снег. Поэтому нам повезло и восхождение на Тубкаль было в настоящих зимних условиях.

IMG_5075
Старт маршрута восхождения проходит в с. Имлиль, где мы взяли мулов (1 на 5х) и ледорубы в прокат. Мулов есть смысл брать, если планируется скоростное восхождение без промежуточных ночевок на приюте 2400 и вы сразу идете Имлиль 1700 — приют Тубкаль. В помощь, также, взяли местного гида Ибрагима. Очень позитивный и внимательный бербер. Он настоял на том, чтобы мы взяли ледорубы, которые, как потом оказалось, не нужны были несмотря на большое количества снега.

IMG_5099
К приюту идет хорошая тропа, после 2400 м переложили груз на портера, так как по снегу и обледенелой тропе мулы ходят плохо. Набор высоты 1500 м от Имлиля определённо чувствовался хорошо

IMG_5108
Приют Тубкаль оказался очень приличный и уютный. Нам повезло — интернациональные компании альпинистов активно праздновали НГ, а мы попивали фанту и думали о раннем выходе.
1 января после короткого завтрака выходим ровно в 4:00. По плану взойти первыми в 2015 году и встречать рассвет на вершине. Подъём на Тубкаль достаточно крутой и проходит по натоптанной тропе, хотя местами тропа достаточно узкая и нужно быть внимательным, особенно ночью. Набор высоты 900 м мы преодолели за 3,5часа с привалами.

IMG_5126IMG_5131На вершине мороз и сильный ветер, поэтому сильно не пофотографируешься. Расцвет, таки да, встречали на вершине. Тубкаль и Высокий Атлас в снегу прекрасен.

Спуск за 1,5 часа. Короткий отдых с «берберским виски» — мятный чай. И снова вниз к Имлилю. Надо сказать, что из-за снега и обледенелых троп идти быстро не получилось, плюс усталость. В итоге на спуск от Имлиля у нас ушло 5 часов. Перепаковываемся и обратно в Маракеш на заказном авто. Общий километраж – 70 км.
2 января берем наш арендованный джип вместе  с водителем,  настоящим жителем пустыни, потомственным туарегом — Redone. Сегодня путешествие в место в малом Атласе «Райская долина».
Заезжаем в Агадир пообедать морепродуктами. В близи Агадира искупались в океане.

IMG_5206

После обеда встречамся со вторым экипажем- партнёрами по джиппингу в пустыне: Дима Гозак и компания + местный водитель Джамал.
Вечером прибыли в «Райскую долину» —  оазис из пальм в долине горной реки. Короткий треккинг по долине и купания в озере.

IMG_5257

IMG_5220

Общий километраж  — 325 км
3 января. Отправляем Алену обратно в Маракеш, так как у неё сокращенная программа путешествия. А наш экипаж и команда Димы Г. возвращаемся в Агадир для финальной закупки продуктов на 5 дней маршрута по пустыне.
От Агадира отъезжаем 259 км до города Гуельмин по автостраде и ещё 30 км от грунтовой дороге в глубь Сахары. В пустыню планируем ночевать в приюте, но дорога к нему оказалась сложнее планируемой после наводнений ( за два месяца до начала тура), дороги сильно подмыло, даже в пустыне. В период дождей, который бывает в сахаре раз в 5 лет осадки 300 мм и более выпадают в виде сильных ливней в короткий отрезок времени и доставляют много хлопот жителям которые селятся вдоль русел рек.
В общем, где-то к 21:00 у нас начались первые приключения. Буквально в 500 метрах от приюта дорога даже на джипах не проходима. Благо, нам на встречу вышел местный работник приюта, который показал нам объездную дорогу. Но объезд тоже был не самый лёгкий, местами преодолевали глубокие промоины, местами джипы садились в яму. Но мы прорвались. И к 23:00 уже на месте.
Приюты- кемпинги в пустыне обычно очень интересны сами по себе. Так построены в берберском стиле, как крепость. Есть вода, душ, электричество. Можно жить в палатке или комфортабельным номере, питаться на горелке и в ресторане. Часто есть свой музей местной культуры и библиотека. Кемпы стоят на наиболее посещаемых участках пустыни, побережья, раллийных трассах ( ралли Париж- Дакар проходило по территории Марокко)  В общем в таком авто-кемпе  Bou Jerif мы заночевали. Общий километраж  — 430 км

IMG_5287

IMG_5292
4 января выезжаем в открытые просторы Малой Сахары ( условное разделение  Сахары на Малую и Большую). Поначалу, пустыня каменистая и не совсем пустыня. Периодически проезжаем через села бербер, плантации кактусов и поля с молодой пшеницей. Поэтому было не понятно где мы. Как оказалось, дожди в Сахаре явление редкое и периодическое, поэтому такое событие в пустыне ждут и вспахивают землю и засевают пшеницей.

IMG_5337

IMG_5346
К обеду выехали к песчаному берегу океана , в устье реки. Немного выше по реке ставим лагерь. После обеда бороздим пески лагуны и пляжа. В резко много рыбы и прочей живности, а так же птиц, которые охотятся на эту живность. Берег очень популярен, встретили много джиперов. Трое ребят из Франции ночевали возле нас. У них два джипа на 3х, у нас 2 на 10 человек. Красиво жить не запретишь))… Общий километраж  — 60 км

IMG_5431IMG_5494

 

5 января возвращаемся на дорогу и продолжаем бороздить просторы Сахары. К обеду выезжаем к заброшенному форту. Возле форта несколько рыбацких хижин. Возле хижин увилдели рыбаков. После фотосесии с рыбацкими домиками и разрушенным фортом возникла идея пообедать свежей рыбой. Приступаем к торгам и исследованию рыбы в холодильнике рыбаков. За 250 дирхам нам продали 3 здоровые рыбехи на килограмм 6-7 в сумме да еще и приготовят при нас на гриле. Рыба была шикарная…

IMG_5603IMG_5617IMG_5626IMG_5631IMG_5659IMG_5669

У подножия форта широкое песчаное устье реки и бархны, где и ночуем. Вечером опять тестируем джипы на песчаных пляжах Атлантики. Общий километраж  — 50 км

 

6 января день, когда дорога почти все время шла вдоль океана. Увидели десятки рыбацких хижин, сотни верблюдов и высокие скалистые берега океана. В конце дня, минуя барханы, приехали в Форт Tafrout. Форт построен в 2000 году. Очень крутое место, как для пустыни. Можно жить в палатках, а можно снять номер за 100 дирхам с человека  и душем внутри. Здесь поселились в номерах, приняли душ. Вечером кальян и вино. Общий километраж  — 50 км

IMG_5674IMG_5704IMG_5709

 

7 января встречаем прекрасный рассвет в пустыне. Место суперовое. Сам форт смотрится очень колоритно и сделан в классическом мавританском стиле с элементами модерна.

IMG_20150107_081032IMG_20150107_080029

Прощаемся с командой Д. Гозака и выезжаем на асфальт.

IMG_20150107_105244

Переезжаем в город Тан-Тан. Сегодня по плану лагуна Нейла и город Тафрая, где находится памятник писателю и поэту, летчику Антуану де Сент-Экзюпери. По дороге можно увидеть заброшенный корабль севший на мель, остров старого парома, который тоже сел на мель. В Тан-Тане проверка документов, так как за этим городом начинается протекторат Марроко – Западная Сахара. Обед на берегу океана в месте, которое называется «Тan-Tan beach». За обедом решили, что ехать по асфальту дальше не интересно. Доганяем Д. Гозака, который едет в Лекзиру. По дороге заехали в город Тизнит, где делают все ювелирные изделия Марроко. Прикупили немного серебра J. К 16:00 добрались к Легзире. Общие километраж на авто – 250 км.

IMG_20150108_100924

Легзира примечательна своим огромными сквозными скальными гротами на берегу океана. Как раз на закате в идеальном освещении для фотосъемки мы узнали, что такое лекзирские гроты.

IMG_5822

IMG_5836

В Легзире можно ночевать на берегу океана или в отеле на том же берегу за 50 дирхам.

 

8 января. Утром 8:00 завтрак. Еще раз прощаемся с Д. Гозак и Ко. И опять в дорогу к селению Тафроу изучать цветные камни Анти Атлас (горный хребет южнее Атласа). Путь от Легзиры ло Тафроу около 180 км.

Сами камни ничего интересного  не представляют. Голубые валуны в перемешку с розовыми. Но зато их видно даже с космоса. В Тафроу обедаем таджином и омлетом. Дальше переезд в город Агадир – еще 160 км.

IMG_20150108_121042

IMG_5866IMG_5868

Агадир крупный туристический город, который в начале 70-х годов был полностью разрушен землетрясением и за 40 лет вырос до населения в 700-тыс. человек. Здесь ночуем в дешевом мотеле. Основной сезон туристов с апреля по октябрь, в городе крупный порт, много школ серфинга и пунктов проката, также город известен большими мануфактурами по производству аргарового масла и козами которые пасутся на аргаровых деревьях (правда, мы не увидели ни одно), мандариновыми плантациями, изделиями из кожи.

 

9 января – закупка сувениров в Агадире в одной из туристических лавок. Переезжаем в Ей-сувейру. Общий километраж  — 190 км. Пару слов об Ей-сувейре – старинный португальский портовый город, в 70-х мекка европейских хиппи, бомонда. Джимми Хендрикс жил здесь долгое время. Здесь особая атмосфера, не похожая на другие марокканские города. Главная площадь у порта, Медина с узкими улочками и сам рыбный порт самые яркие места города. По плану решили остаться здесь до конца похода. Снимаем квартиру в самом центре Медины возле порта. Благо, когда местные видят людей с рюкзаками подбегают сразу и предлагают жилье и свои услуги посредников (все как в Одессе на ЖД вокзале).  Размещаемся и идем гулять. Сразу попали на торговца спейск-кейками и гашиша. Проходим в порт. Голубые лодки смотрятся весьма колоритно. В одном из доков строят большую рыбацкую лодку, из дерева, что вызвало наш интересе. Наш интерес удовлетворил один из строителей всего за 15 дирхам. Сначала, пригласил нас фотографировать, а потом сказал «Денег давай…!». Ситуация, когда за свою помощь и, казалось бы, бесплатные вещи у вас просят деньги, для Марокко стандартная)). Поэтому стоить быть все время на чеку и уточнять финансовую ответственность))… Вечером изучаем узенькие улочки Медины, сливаемся с колоритом Ей-сувейры.

 

10 января бренно шатаемся по городу и изучаем местные сувенирные лавки.

IMG_5883IMG_5892IMG_5893IMG_5902IMG_5910IMG_5911

 

11 Января идем в поход по океанскому побережью в сторону деревни где жил сам Джимми Хендрикс. Изучаем океанское побережье. Марокканцы оказываются очень активные и увлеченные футболом. Утро – время отлива, поэтому главный пляж города это сплошные поля для минифутбола, где играют сотни местных жителей разного возраста, многие просто бегают вдоль океана. Мы же углубились подальше от города и забрели в интересное место, где после отлива оголилось каменное дно и рыбаки из нор рапирами доставали осьминогов и крабов. Понаблюдать за таким процессом, вживую, было достаточно интересно.

IMG_20150111_123113После обеда возвращаемся домой через туевый и эвкалиптовый лес. Всего 14 км по песку и по лесу.  Вечером купили рыбу в порту и приготовили прощальный ужин. Завтра утром отъезд в Маракеш.

 

12 января. Поднялся в  5:00 дабы собрать все вещи. В 6:00 бужу всех. Сборы и завтрак. В 7:00 выходим на площадь, чтобы сесть в такси, которое предварительно заказали еще вечером. В Маракеш из Ей-сувейры ходят туристические автобусы и местные автобусы от 60 дирхам с человека, но по времени нам не подходили эти варианты, так как Андрею и Олегу нужно было быть утром в аэропорту. Поэтому взяли такси, которое, в итоге, вышло не намного дороже, с учетом того, что автобус прибывает на автостанцию и с нее нужно тоже брать такси в аэропорт. Нам попался очень веселый водитель, который знал всего пять слов по-английски: «how are you, hello, good?» , но зато в дороге танцевал и пел, периодически бросая руль. Проблема с английским в Марокко глобальная, поэтому стоит подучить французский для большего понимания местного населения, но на пальцах вы тоже всегда можете что-то объяснить. В городах, отеля, ресторанах и у полицейских с английским лучше.

 

Высадили Андрея и Олега в аэропорту в 10:00. Обнимашки и прощание. У нас с Ваней вылет в 19:00, поэтому еще весь день впереди. Решили вернуться в Медину Маракеша, там оставить вещи в отеле, в котором мы жили, и прогуляться по городу. Маракеш примечателен Мединой —  старый город и садами Мажорель. Вот в сады Мажорель мы и отправились. Путь от Медины с посещением городского сада, который находится возле площади Джамель-Фна, занял у нас 1 час. Сады Можорель – небольшой ботанический сад, который в начале прошлого столетия основал французский художник Жак Мажорель. После его смерти сады пришли в увядание, но благодаря властям Марроко их очень скоро восстановили и выставили на общее обозрение туристам всего за 50 дирхам. На самом деле, смотреть особо нечего, но если не чем занять себя в Маракеше, то можно и сходить.

Обедаем на площади Джамель-Фна. Последняя пробежка по лавочкам старого города и покупка продуктов в аэропорт. Путь в аэропорт на такси. Так, чтобы было веселее за 100 дирхам можно взять карету с лошадьми и она домчит вас в аэропорт. Мы решили не рисковать временем и сели в такси.

 

В общем-то, посадкой в самолет Маракеш – Амстердам можно закончить свой рассказ.

 

Выводы и рекомендации:

 

Марокко- открытое мусульманское государство. Марокканцы очень приветливы и доброжелательны, только плохо знают английский, но худо-бедно на нем изъясняются. Лучше, конечно, когда в группе есть французоговорящие.  Здесь рады туристам и их деньгам, поэтому готовы расставаться с деньгами непринужденно и легко.  Их есть на что потратить. 😉 Важно торговаться, даже в ресторане или гостинице при заселении. Вам всегда могут сказать завышенный прайс, а даже если он распечатан, всегда можно просить скидку. В сувенирных лавочках, сельских кафе, магазинах ценников нет, поэтому выход один – торговаться )) Для туристов цена всегда выше. Страна не дорогая и здесь можно планировать бюджетный отдых с ночевками в хостела, гест-хаусах, переездом на общественном транспорте.

Стоимость жилья колеблется от 5 евро с человека до 20 в бюджетных отелях  и хостелах. Приличные отели от 40 евро и выше. Основные блюда: таджин, кускус, рыба, лепешки и маслины. Покушать в центре Маракеша можно от 2 евро на завтра и 3 на обед, в малых городах дешевле. Кускус с овощами или мясом в среднем стоит 3 евро, таджин (тушеные овощи с мясом) – 3-5 евро с местным мятным чаем. Фреши от 1 евро. Одним блюдом мы всегда наедались, так как к нему подают неограниченно количество хлеба, аперитив в виде салата и маслин. Рыбная кухня в рыбных городах стоит от 3 евро до 5 евро за микс из сардин, кальмаров и креветок. За блюдо из рыбы тоже 5-7 евро. В общем дешево и сытно не по-европейски ). Марокко- страна мандарин и маслин, здесь этого добра много и очень дешево. Я съел за поездку больше мандарин, чем за год в Одессе ))…

Проезды на местном автотранспорте от 5 евро за каждые 100 км. Аренда авто от 25 евро (бюджетный седан типа Reno Logan).

 

Перелет из Киева/ Москвы/Минска от 430 дол.  С пеесадкой в Париже/Амстердаме/Лондоне. Мы летели KLM Киев(Москва) – Амстердам – Маракеш за 450 дол..

Можно прилетать в Касабланку, так будет дешевле, но чтобы доехать в Маракеш нужно будет сесть на поезд или на автобус.

Большую часть поездки, кроме восхождения на Тубкаль, мы перемещались на Toyota Land Cruiser с местным водителем. Что стоило 90 евро + дизель. Нам повезло с водителем, который знал хорошо английский язык и выступал в качестве коммуникатора между нами и местным населением.

 

Страна неограниченных возможностей, где есть горы, а зимой даже катание на горных лыжах, колоритные старинные города, Атлантический океан, серфинг, сафари на верблюдах в пустыне, океаническая рыбалка и прогулки на кораблях. Сюда стоит ехать и пробовать все.

 

Всем удачи и желаю посетить эту прекрасную страну!

Посмотреть программу похода в Марокко

 

 

Автор отчета: Иванченко Олег

 

 

 

 

Автор

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

500
wpDiscuz
Ваше имя (обязательно)
Ваш телефон (обязательно)
Ваш e-mail (обязательно)

* Мы не передаем Вашу персональную информацию третьим лицам** Я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь c политикой конфиденциальности

Задать вопрос гиду

Ваше имя (обязательно)
Ваш e-mail (обязательно)
Ваш вопрос (обязательно)

* Мы не передаем Вашу персональную информацию третьим лицам** Я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь c политикой конфиденциальности